История русской почты - цельные вещи, видовые открытки, параходная земская русская почта в Китае - сайт коллекционеров отечественных почтовых отправлений

Календарные штемпеля задержки отправления

на русской почте. Постановка темы исследования

 

 

     Вводные замечания. Почтовые штемпеля – интересная тема исследований в филателии. Недаром в классическом филателистическом словаре В. Граллерта и В. Грушке [1] им посвящено более 250 статей. Из всего многообразия почтовых штемпелей будем рассматривать только календарные (точнее, календарным географическим) штемпелям и их применению русской почтой в период с 1820 по 1917 годы.

     В русскоязычной филателистической литературе календарные штемпеля анализируются в основном в плане их привязки к различным почтовым учреждениям, определения периодов применения, классификации сходств/различий по форме и рисунку. При этом мало внимания уделяется функции календарного штемпеля в почтовом процессе. Даже роль календарного штемпеля как средства гашения почтовых марок все еще не получила теоретического осмысления. Поэтому исследование той или иной функции обычного календарного штемпеля представляется весьма актуальным.

     В данной статье речь пойдет о такой редкой функции календарного штемпеля, как фиксирование задержки отправления корреспонденции. Авторы упомянутого выше словаря не учли данную функцию и относят «штемпеля задержки» лишь к категории «служебных» [1, стр. 214]. Чтобы исправить эту теоретическую ошибку и акцентировать внимание филателистов на еще одном направлении коллекционирования, предлагается в первом приближении провести типологию календарных штемпелей по их функции в почтовом процессе, дать определение «календарного штемпеля задержки отправления», предложить процедуру идентификации таких штемпелей и выполнить предварительную их классификацию.

     Типология календарных штемпелей. На русской почте календарные штемпеля применялись в основном для гашения почтовых марок и клеймения корреспонденции. Далее будем рассматривать только штемпеля клеймения. Они выполняли различные функции на разных стадиях почтового процесса. В наиболее общем виде можно выделить 3 стадии процесса движения почтового отправления: (1) прием и отправление в исходном почтовом учреждении (почтамте, конторе, отделении, станции), (2) пересылка через транзитные учреждения, (3) получение и выдача в конечном учреждении. В свою очередь в рамках каждой стадии могут выполняться по три основные операции (см. рис. 1).

     На первой стадии календарный штемпель мог ставиться на письмо с целью фиксации времени приема (например, штемпеля Санкт-Петербургского и Московского почтамтов с отметкой «2 часа», которые ставились на корреспонденцию, принятую в конце работы [2, 3]) и при отправлении в адрес получателя (к примеру, штемпель «НАРВА ОТПРАВ. / 17 iюля 1859», приведенный в [4]). Со временем в большинстве почтовых учреждений отказались от уточнений типа «2 часа» и «отправлено» и перешли на использование

 

 

Ст 5.1б

     Рис. 1. Движение почтового отправления и фиксирующие его календарные штемпеля.

1 – стадия, 2 – операция почтового процесса, 3 – штемпель, 4 – направление движения почтового отправления, 5 – выполнение календарным штемпелем определенной функции.

 

стандартного (по стандарту 1860 г., 1890 г. и 1903 г.) календарного штемпеля (функция обозначения места и даты отправления). Однако в редких случаях (когда по той или иной причине происходила задержка отправления) ставился еще один штемпель отправления, который фиксировал время задержки (рис. 2). Последний является объектом данного исследования.

 

Ст 5.2 

     Рис. 2. Казенное почтовое отправление из Иркутска в Якутск. Штемпель отправления Иркутской губернской почтовой конторы от 18.09.1878 и штемпель задержки отправления от 23.09.2878.

 

     На второй стадии штемпелевание корреспонденции должно было производиться в каждом почтовом учреждении, где происходила обработка переходящей почты. Однако в действительности транзитные штемпеля ставились далеко не всегда, но это тема отдельной публикации. Здесь же лишь подчеркнем существование транзитного штемпеля (функция обозначения места и даты прохождения промежуточных почтовых учреждений), а в случае задержания переходящей почты – транзитного штемпеля задержки отправления (рис. 3). Последний также является объектом данного исследования.

 

Ст 5.3 

     Рис. 3. Открытое письмо военнопленного из Тульской губернии в Чехию через Москву. Транзитный штемпель 1-й экспедиции Московского почтамта от 17.10.1915 и транзитный штемпель задержки отправления от 28.10.1915. Возможная причина задержки – прохождение цензуры.

 

     Третья – заключительная – стадия сводится к получению почтового отправления (см. штемпеля получения в [2]) и его выдаче или доставке адресату (например, штемпель Московской городской почты с указанием времени поступления корреспонденции в разноску [5] или штемпеля экспедиции выдачи простой корреспонденции Санкт-Петербургского почтамта [6]). В большинстве же случаев ставился один штемпель – получения (функция обозначения места и даты получения). При возникновении перебоев с доставкой почты могли иногда поставить еще один штемпель получения, фиксировавший время задержки, − штемпель задержки доставки, который в данной статье не рассматривается.

     Таким образом, по функции, выполняемой календарным штемпелем в почтовом процессе, будем различать 3 часто встречающихся типа – «штемпель отправления», «транзитный штемпель», «штемпель получения» − и 3 редко встречающихся типа – «штемпель задержки отправления», «транзитный штемпель задержки отправления», «штемпель задержки доставки». При этом «штемпель приема» и «штемпель выдачи/доставки» не выделяются в отдельные типы в связи с очень коротким периодом их применения на русской почте. По самым предварительным оценкам автора, одно почтовое отправление с интересующим нас штемпелем задержки приходится примерно на 320 известных на сегодня отправлений с обычными штемпелями русской почты.

     Определение понятия «календарный штемпель задержки отправления». Будем исходить из существования логической цепочки «явление – понятие – определение – термин». В нашем случае под явлением понимается применение в почтовом деле календарных штемпелей для фиксации задержки отправления корреспонденции. Явление это сложное и до конца не изученное, но то, что мы знаем о нем, сводится в некоторую совокупность фактов и утверждений, обозначаемую как «понятие». Краткое (как правило, в одно предложение) изложение сути понятия называется его «определением», а присвоение определению специфического (т.е. отличающегося от других) словосочетания – «термином».

     Наиболее подходящим является термин «календарный штемпель задержки отправления». Во-первых, уточнение «календарный» относит рассматриваемый штемпель к категории «основных почтовых штемпелей» [1] и отличает от некалендарных и служебных штемпелей (например, приведенного в [1] служебного штемпеля задержки планерной почты). Во-вторых, уточнение «задержка отправления» позволяет провести отделение от других «задержек» (к примеру, доставки). В-третьих, в работах по истории почты уточнение «почтовый» опускается (что укорачивает термин) и «по умолчанию» получаем «календарный почтовый штемпель задержки отправления».

     Описание всей суммы знаний (т.е. «понятия») о календарных штемпелях задержки отправления еще предстоит сделать, а пока лишь сформулируем рабочее определение. Календарный штемпель задержки отправления – основной почтовый штемпель, используемый для подтверждения факта задержки корреспонденции и фиксации новой даты отправления.

     Идентификация календарных штемпелей задержки отправления. Интересующий нас штемпель должен удовлетворять следующим условиям:

     (а) по форме и рисунку полностью совпадать со штемпелем отправления (гашения и/или клеймения);

     (б) календарная дата должна быть минимум на один день больше даты на штемпеле отправления;

     (в) календарная дата не должна быть больше даты на транзитном штемпеле и/или штемпеле получения.

     Выполнение всех трех условий позволяет идентифицировать штемпель задержки отправления. Невыполнение хотя бы одного из них приводит к иным результатам. Так, например, невыполнение условия (в) может привести к ситуации, когда на письме будут оттиски штемпеля отправления из почтового учреждения А, штемпеля учреждения Б и опять штемпеля А. Однако это не задержка отправления, а возврат письма из Б обратно в учреждение А, так как дата на последнем штемпеле А больше даты на Б и на первом А. Нарушение условия (б) приводит к тому, что мы имеем дело с еще одним (вторым или третьим) штемпелем отправления.

     Более сложная ситуация складывается с нарушением условия (а). Например, штемпеля отправления и задержки могут быть одного учреждения, но с разными литерами или еще чем-то отличаться. В подобных спорных ситуациях имеет смысл говорить о «псевдозадержке» отправления, так как мы не знаем, чем вызвано применение другого штемпеля (или это случайная ошибка почтового чиновника, или «под рукой» не оказалось нужного штемпеля, или письмо было передано в другую экспедицию почтамта, или еще что-нибудь). На рис. 4 в качестве иллюстрации сказанного приведены две почтовые карточки с «псевдозадержкой», по которым не все ясно с условиями (а) и (б).

 

                           

Ст 5.4.1

                                                                                                   

Ст 5.4.2

     Рис. 4. Почтовые отправления из Харбина в Амурскую область (марка погашена штемпелем с литерой «к» от 04.01.1913 и рядом поставлен другой штемпель с литерой «м» от 03.01.1913) и из Газенпота Курляндской губернии в Москву (гашение штемпелем с литерой «б» от 03.03.1914 и клеймение штемпелем с литерой «а» от 02.03.1914). Кроме использования разных штемпелей здесь еще не все ясно с датами отправления. Поэтому такие спорные вещи относятся к «псевдозадержке».

 

     Классификация штемпелей задержки отправления. Разбиение всего множества штемпелей задержки отправления на некоторые непересекающиеся подмножества (классы) возможно как минимум по четырем основаниям:

     ● по месту задержки;

     ● по времени задержки;

     ● по количеству задержек;

     ● по причине задержки.

     По первому основанию выделяются два класса – штемпеля задержки отправления (см., например, рис. 2) и штемпеля задержки транзитного отправления (рис. 3). По времени задержки имеет смысл различать «однодневную» (рис. 5), «двухдневную», «трехдневную задержку» (рис. 6), «задержку до 7 дней» (рис. 2), «задержку до 10 дней» и «задержку на

 

Ст 5.5 

     Рис. 5. Почтовое отправление из Бодайбо Иркутской губернии в Семипалатинскую область. Штемпель отправления от 26.07.1916, доплатный штемпель, штемпель задержки отправления от 27.07.1916.

 

Ст 5.6 

     Рис. 6. Почтовое отправление в пределах Иркутской губернии из Витима (23.12.1913, задержка до 26.12.1913) в Бодайбо (30.12.1913). Возможная причина задержки – плохая погода (вьюга), о чем пишет отправитель.

 

11 и более дней» (рис. 3). Использование третьего основания дает возможность вычленить наиболее представительный класс «одноразовой задержки» (рис. 2, 3, 5, 6) и очень редко встречающиеся классы «двухразовой» и «трехразовой задержки» (рис. 7). Не исключено, что существуют целые вещи с бóльшим количеством задержек, но они автору не известны.

     Наиболее сложной представляется классификация по причине задержки. Вызвано это тем, что мы находимся только в начале исследования подобных штемпелей и еще не все причины задержки выявлены. На данный момент известны четыре причины задержки: по вине отправителя (например, рис. 7), по вине почты, из-за плохих погодных условий (рис. 6), в связи с прохождением цензуры (рис. 3). Если невозможно установить причину, то предварительно считается, что «по вине почты».

 

Ст 5.7 

     Рис. 7. Почтовое отправление из Старицы Тверской губернии (06.02.1873) в Санкт-Петербург (10.02.1873). Большая редкость: трехразовая задержка (7, 8 и 9 февраля 1873 г.). Возможная причина задержки – по вине отправителя (уточнялась фамилия получателя).

 

     Некоторые выводы и перспективы.

  1. Календарный штемпель задержки отправления – новый объект исследования в истории русской почты.
  2. Четкая формулировка процедуры идентификации штемпелей задержки отправления позволяет выявить необходимые для исследования целые вещи и определить «спорные» вещи, изучение которых, возможно, позволит в будущем подойти к новому пониманию сути задержки отправлений.
  3. Целые вещи со штемпелями задержки отправления встречаются не так уж и часто и еще предстоит выяснить все условия (от организационных до психологических) их появления.

 

     Литература.

1. Граллерт В., Грушке В. Филателистический словарь. – М.: Связь, 1977. – 272 с.

2. Добин М. Из истории Санкт-Петербургской почты // Советский коллекционер. – М.: Связь, 1978. – Сб. 16. – С. 7 – 35.

3. Ильштейн А. Московский почтамт. 1858 – 1917 гг. // Филателия. – 1996. - № 3. – С. 46 – 49.

4. Линнард А. Почтовые штемпеля Эстонии домарочного периода // Советский коллекционер. – М.: Связь, 1985. – Сб. 23. – С. 39 – 53.

5. Ильштейн А. Городская почта Москвы. 2858 – 1917 гг. // Филателия. – 1995. - № 10. – С. 45 – 48.

6. Добин М. Почта Санкт-Петербурга после введения почтовых марок в России // Советский коллекционер. – М.: Связь, 1983. – Сб. 21. – С. 3 – 22.

 

В. БЛАНУЦА

Иркутск

 


ВНИМАНИЕ: при любом использовании данного текста необходимо делать ссылку на первоначальную публикацию – Блануца В. Календарные штемпеля задержки отправления на русской почте. Постановка темы исследования // Филателия. – 2003. − № 11. – С. 36 – 39.