История русской почты - цельные вещи, видовые открытки, параходная земская русская почта в Китае - сайт коллекционеров отечественных почтовых отправлений

Еще одно звено в почтовой истории

Русского экспедиционного корпуса

 

     В 10-м номере журнала «Филателия» за 2003 год была кратко изложена почтовая история Русского экспедиционного корпуса во Франции во время Первой мировой войны. Известные почтовые отправления тех лет полностью относятся к периоду пребывания наших солдат и офицеров во Франции. Что же касается периода доставки военнослужащих в эту страну, то по нему отсутствовали какие-либо почтовые документы. Это связано, скорее всего, с секретностью переброски войск и сложностью идентификации такой корреспонденции. Однако в результате многолетних поисков все же удалось найти одну почтовую карточку, которая относится к этому периоду.  

         

Ст 28.1

                                                                                       

Ст 28.1о

 

     Речь пойдет об открытке с поздравительным текстом (см. рисунок), отправленной по адресу: «Rossia Иркутскъ Е.В.Б. Александру Ивановичу Г-ну Румянцеву Т-ва Треугольникъ». В тексте письменного сообщения ничего не сказано о долгом пути на французском пароходе из занятого японцами порта Дайрен (бывший русский порт Дальний) в Марсель. Об этом можно судить только по следующим пяти признакам. Во-первых, право бесплатной пересылки обосновывается гербовой печатью Особо-маршевого батальона. Именно печать этого батальона (только его 2-й роты) имеется на карточке, отправленной в августе 1916 г. из Франции в Усолье Иркутской губернии в адрес Я.Г.Гладышева. Это позволяет утверждать, что мы имеем дело с корреспонденцией Русского экспедиционного корпуса. Во-вторых, время отправления карточки приходится на период доставки частей 1-й особой бригады во Францию (февраль – апрель 1916 г.). Отправитель не указал дату, но карточка поступила в почтово-телеграфную контору Владивостока 12 апреля 1916 г., о чем свидетельствует штемпель конторы с литерой «ц». В-третьих, карточка отправлена из какого-то пункта между Дайреном и Марселем, но не из самых крайних пунктов. В противном случае она не попала бы во Владивосток, так как из Дайрена в Иркутск путь лежал через Харбин, а из Марселя – через Петроград или Одессу. В-четвертых, карточка отправлена тогда, когда данная часть находилась уже вне зоны обслуживания русской почты. Иначе бы во Владивостоке не поставили прямоугольный штамп «Д.Ц.» (второй тип военно-цензурных отметок Владивостока по каталогу A.Speeckaert, 1990). В те годы подобные отметки ставились, как правило, на международной корреспонденции. В-пятых, отправление произведено из какого-то порта, но не ранее прибытия в Сингапур, так как в качестве формуляра использовалась открытка с видом малайской деревни в Сингапуре.

     О способе доставки карточки с французского военно-транспортного парохода, идущего в Марсель, в русский порт Владивосток можно высказать только гипотезу, так как на самой карточке нет никаких отметок об этом. Из соображений секретности такую корреспонденцию не могли передавать в британские почтовые конторы или на иностранные суда. Поэтому оставался только один способ – передать корреспонденцию на встречный русский пароход. В те годы почтово-пассажирскую линию Одесса – Константинополь – Порт-Саид – Аден – Коломбо – Сингапур – Шанхай −  Владивосток обслуживали пароходы «Товарищества Добровольного флота», но в связи с войной эти пароходы ходили из Владивостока только до Коломбо. Скорее всего, именно на пароходе этого Товарищества и доставили анализируемую карточку во Владивосток.

     В Иркутск карточка поступила 18 апреля 1916 г., о чем свидетельствует машинный штемпель Иркутской почтовой конторы. Далее ее передали в указанное в адресе товарищество, что зафиксировано прямоугольным штампом входящей корреспонденции «Т-во «ТРЕУГОЛЬНИКЪ» / ИРКУТСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ. / ПОЛУЧЕНО 19. АПР. 1916 / подтверж__».

     В целом можно констатировать, что восстановлено звено, отсутствовавшее в сохранившихся почтовых документах Русского экспедиционного корпуса, - почтовое отправление с маршрута переброски частей 1-й особой бригады из Дайрена в Марсель.

 

                                                                                                                       Виктор Блануца

                                                                                                                               г. Иркутск  

 

 

 

 

ВНИМАНИЕ: при любом использовании данного текста необходимо делать ссылку на первоначальную публикацию – Блануца В. К почтовой истории Русского экспедиционного корпуса // Филателия. – 2007. − № 11. – С. 44.